Материально-техничекое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к дошкольному образовательному учреждению. Особое внимание в детском саду уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ. В детском саду созданы все необходимые материально-технические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Детский сад имеет необходимый набор помещений для изучения обязательных дисциплин.
Предметно-развивающая среда соответствует санитарно- гигиеническим требованиям и обеспечивает:
Физическое развитие:
· спортивный зал (спортивное оборудование, маты);
· физкультурные уголки;
· спортивная площадка на территории ДОУ.
· Познавательно-речевое:
· предметно-развивающая среда по всем разделам программы (развивающие игры, наглядные пособия)
· уголки интеллектуального развития (детские энциклопедии, книги, журналы для детей)
· Художественно- эстетическое развитие:
· музыкальный зал, (пианино, музыкальный центр, наборы детских инструментов, ширмы для театров);
· методический кабинет (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов, книги об искусстве);
· предметно-развивающая среда (во всех возрастных группах)
· Социально- личностное развитие детей:
· уголки социально - эмоционального развития (в группах)
Совмещенный музыкально-спортивный зал для проведения занятий, развлечений и праздников, в зале установлены: шведские лесенки, гимнастические скамейки, и другой спортивный инвентарь. Используется изготовленное в ДОУ нестандартное оборудование.
Обеспечены оптимальные условия для качественного проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми обеих групп, реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований. Рационально, в интересах детей используются все помещения дошкольного учреждения. Обеспечивается соответствие воспитательно-образовательного процесса контингенту воспитанников.
Предметно-развивающая среда детского сада обеспечивает соблюдение следующих принципов:
· информативности;
· вариативности;
· полифункциональности;
· педагогической целесообразности;
· трансформируемости.
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня каждый ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. В каждой группе созданы хорошие условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности, оборудованы «уголки», в которых размещен познавательный и игровой материала в соответствии с возрастом детей. Основная часть мебели в групповых, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований.
Средства обучения и воспитания
В группах развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей и выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов. Все группы укомплектованы оборудованием и развивающим материалом в соответствие с возрастными особенностями детей и требованиями государственного образовательного стандарта.
Функциональное помещение |
Развитие, обновление, обогащение предметно-пространственной среды |
Групповая комната |
Созданы игровые зоны: "Парикмахерская", "Больница", "Кухня, " Магазин". Для девочек оборудован "Дом" с набором мебели и посуды; мальчики играют с машинами, на ночь ставят их в "Гараж". Оборудован "Уголок творчества" для развития навыков самостоятельной работы и творчества детей. Созданы в группе уголки уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть книги, порисовать. Имеется большой набор настольно-печатных игр для детей разного возраста. Пополнена библиотека новыми книгами для детей разного возраста. Оснащена группа новыми игрушками: куклы, коляски, наборы машин и посуды и др. Имеется набор пальчиковых игрушек для "Кукольного театра". Переоборудован "Уголок природы". Посажены новые виды цветов в "Уголке природы". |
Учебная комната |
Стены оформлены для всестороннего развития ребенка: математическая ступенька, различные плакаты, персонажи русских народных сказок, пейзаж. |
Спальная комната |
Для спокойной обстановки в спальной комнате на потолке висят звезды и полумесяц. Красочно оформлен список детей по нумерации кроваток. На выходе из спальни расположен массажный коврик(сделан руками сотрудников). |
Спортивный зал |
Оборудован спортивным комплексом, шведской стенкой, имеются канат, обручи, скакалки, мячи разных размеров, гимнастические палки, кегли. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастический мат. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, змейки, для подлезания - дуги, массажер для ног. Мелкое физкультурное оборудование размещено в доступности для детей. |
Методический кабинет |
Библиотека методической литературы составлена в соответствии с ФГОС. |
Спортивная площадка на территории ДОУ |
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков, беговая дорожка, стенка и т.д. |
Все базисные компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Данные компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования. Большая часть образовательного учреждения требует постоянного косметического ремонта и обновления.
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя: - книги для воспитателя (методическая и справочная литература), - демонстрационный материал, дидактические пособия, - книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. - книги совместного пользования. Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
В ДОУ на территории имеется спортивная площадка с спортивным инвентарём и оборудованием: рукоход, шведская лестница, ворота футбольные, волейбольные, мячи, скакалки, обручи и мн.др.
В музыкально-физкультурном зале имеется в достаточном количестве оборудования для двигательной активности детей: спортинвентарь, мягкие модули, маты.Для создания эмоционального настроя в зале есть пианино, детские музыкальные инструменты, телевизор, музыкальный центр.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Одной из главных задач коллектива детского сада является укрепление здоровья и совершенствование физического развития ребёнка через организацию закаливания, воспитание привычки к повседневной двигательной активности.
В ДОУ проводиться большая работа по обеспечению безопасности воспитанников (пожарная безопасность, антитеррор).
С этой целью: по периметру детского сада установлено высокое металлическое ограждение и система видеонаблюдения, имеется система пожарной безопасности, тревожная кнопка. Каждая группа имеет собственный эвакуационный выход. Все входные двери в групповые комнаты и межкородорные двери-имеют противопожарную конструкцию. МБДОУ постоянно охраняется, в дневное время- дневным сторожем,в ночное -ночными сторожами. Входные двери и ворота имеют внутренние запоры. На главном входе имеется кнопка вызова.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы | |
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы |